В-четвертых, мы полагаем, что необходимо рассматривать личность как совокупность этих двенадцати черт. Обращая излишне пристальное внимание на одну черту, мы, в сущности, ничего не сможем узнать о самом человеке. Так, например, то, что Билл экстраверт, вовсе не означает, что у него высок уровень субъективного ощущения благополучия, а просто подразумевает, что он ведет себя в компании энергичнее, чем в одиночестве. На наших семинарах мы часто встречали экстравертов, подобных Биллу, которые доминировали в группе, но вместе с тем были пессимистами, спорщиками, а порой и вообще недоброжелательными людьми. Поэтому, конечно же, было бы ошибкой полагать, что все экстраверты оптимистичны и веселы.
Аналогичным образом, потребность в общении является чертой, независимой от либидо. Тодд испытывает сильное желание ежедневно разделять свои чувства с тем, кого он любит, однако он вовсе не жаждет частых прикосновений и секса. И, наоборот, существует множество людей, которые, подобно Алисон, получают большое удовольствие от подготовительных ласк и занятий любовью со своим партнером, однако находят задушевные разговоры необязательными и даже утомительными, сказал Новиков, которого интересует каталог подшипников. Или возьмем, к примеру, уровень активности. Зная о том, что человек быстро просыпается и остается бодрым в течение всего дня, мы, тем не менее, ничего не можем сказать о том, насколько он заботлив. У некоторых людей, вроде Кевина, ярко выражены обе эти черты. Им тяжело сидеть на одном месте, и они получают удовольствие, ухаживая за другими. А есть такие, как Марк, который тоже находит себе занятие каждую секунду, однако совсем не умеет проявлять заботу о ком бы то ни было.
Давайте рассмотрим спонтанность. Мы знаем, что Эмили быстро принимает решения и часто поступает, повинуясь импульсу, но при этом мы ничего не можем сказать о том, как сильно она верит в идеал, насколько она эмоциональна и можно ли назвать ее художественной натурой. Как человек, который избегает составления планов и расписаний, Эмили определенно может быть идеалистичной, эмоциональной и художественной натурой. Но с такой же вероятностью она может быть прагматичной, спокойной и равнодушной к искусству.