Управляемая фантазия«Управляемая фантазия». Члены группы сидят и стараются расслабиться. Им предлагают закрыть глаза, чтобы они могли сосредоточиться на истории, которую читает или рассказывает ведущий группы. Эту игру может проводить только специалист, и к трудностям, связанным с закрыванием глаз, которые могут испытывать некоторые члены группы, следует относиться с уважением. Цель игры — уменьшение мышечного напряжения, вызванного психотравмирующим фактором, а также побуждение к проявлению подавленных психотравмирующих переживаний. «Свободное рисование». Детям позволяют рисовать все, что они хотят, в свободной технике. После этого они играют и воспроизводят в игре то, что нарисовали. Цель игры — проекция внутреннего мира ребенка на рисунок, который можно использовать в качестве основы для дальнейшей терапии и игры. Каждую из описанных игровых техник можно модифицировать с помощью импровизации и индивидуального творчества в зависимости от существующих проблем, возраста членов группы и желаемых целей. Вот некоторые примеры из нашей практики: «Ладони, рассказывающие историю» : А. Ш., 12-летняя девочка не имеет никаких сведений о своем отце. По последним данным он находился в лагере для заключенных и до сих пор не возвратился, хотя многие заключенные были освобождены. Она живет в поселении для беженцев с матерью и братом. Мать отмечает, что девочка чрезвычайно чувствительна и всегда готова расплакаться, поэтому они стараются не говорить о своем доме и отце. В настоящее время девочка проходит индивидуальную и групповую психотерапию, с радостью принимает участие в групповой деятельности, она очень смышленая и часто помогает младшим детям.