Особенности психосоциального и эмоционального развития подростковОсобенности психосоциального и эмоционального развития подростков обусловливают рассмотрение их отдельной группой. Подростки недостаточно зрелы для того, чтобы брать на себя какую-либо определенную ответственность, их идентичность еще неопределенна, а ожидания не идентифицированы. Вот почему в подростковом периоде кризисы — частое явление; принятие определенной системы ценностей, т. е. безопасности и структурированности окружающей обстановки, играет решающую роль при преодолении этих кризисов. Война угрожает самому существованию человека, меняет систему ценностей и, таким образом, добавляет новые проблемы и травмы молодым людям, которые и так недостаточно сильны. Психотравма в подростковом возрасте оказывает разрушающее воздействие на личность. Одним из основных факторов, способствующим успешному преодолению стресса, является социальная поддержка. В групповой работе с подростками особый акцент делается на социальной поддержке. Первым и наиболее важным шагом было установление дружеских отношений с группой подростков. Мы поняли, что необходимо строить отношения, основанные на доверии и равенстве, вселять веру в человека и возможность его изменения, организовывать групповые виды деятельности с подростками и устранять все физические и психические препятствия, которые могли бы создавать дистанцию между психотерапевтом и группой подростков. Для психотерапевта и группы важны постоянство и пунктуальность. Мы предоставляли достаточно большое поле деятельности для инициативы подростков, поскольку это уменьшало чувство бессмысленности, беспомощности и отсутствия контроля над ситуацией, одновременно развивая способности к достижению цели.