Школьный период развития ребенкаВ школьный период развития ребенка окружение, особенно соученики и учителя, играет важную роль в его жизни. Война нарушает этот перенос эмоций с родителей на окружение, потому что ребенок попадает в новую обстановку и должен затратить много энергии для того, чтобы приобрести новых друзей и наладить новые отношения. Однако ребенок уже не тот, каким был, его опыт изменился, безопасность его семьи утрачена, приходят первые разочарования в друзьях. Это обычно приводит к переносу печали и агрессии в новое школьное окружение и общество в целом. Появляются сопротивление и отсутствие мотивации к учебе в школе, депрессия становится распространенным явлением. Нарушения поведения, начиная от конфликтов с его нормами и заканчивая аути — стизмом, депрессией и настоящими психотическими состояниями, также встречаются часто. К характерным формам психических расстройств относятся трудности в учебе, депрессивные реакции, суицидальные мысли и даже психотическое поведение. В младшем школьном возрасте самыми распространенными расстройствами являются психосоматические реакции, тогда как в старшем школьном возрасте преобладают элементы пределинквентных форм поведения с агрессией и различные фобические состояния, основанные в основном на страхе потерять своих близких.

Мальчик В. И. отказывается ходить в школу. Он заявляет, что не может ходить в школу, потому что все вокруг него отравлено ядом. Даже когда мать заставляет его идти в школу, он идет, закрывая нос и рот носовым платком, чтобы «не вдыхать яд». Он ест только хорошо упакованные продукты. Эти симптомы появились после того, как он услышал по радио и телевидению предупреждение, чтобы люди не прикасались к незнакомым предметам на улице или к невзорвавшимся минам, а сообщали об этом немедленно в ближайшее отделение милиции. Мы узнали от матери, что мальчик внимательно слушает рассказы об ужасах войны, которые являются главной темой разговоров в семье и поселении.