Второй принцип — «здание-организм» — наиболее четко сформулирован в начале века в российской версии «стиля модерн» Эстетическая утопия жизнестроения, облагоро­женного красотой, претворялась в идею упорядоченной целостно­сти, способной противостоять внешнему хаосу. Микрокосм здания в котором есть развивается изнутри — вовне, от некоего ядра к периферии, очер­тания которой выражают только динамику внутренних сил; на структурной основе как бы «прорастают» символические и декора­тивные формы, вносящие дополнительные смысловые нюансы в сложную, не допускающую расчленения метафору, к которой сво­дится образ целого. Принцип этот восходит к типу организации крупного особняка XIX в., особенно широко разработанному в «по-слепожарной» Москве. Классицистический особняк отличала двой­ственность формы — цельность его объема, воспринимаемого из­вне, подчинена симметрии и регулярности ордерного декора клас­сицизма, цельность внутреннего пространства следует асиммет­рично развернутой последовательности функциональных процес­сов. Модерн привел структуру особняка к органическому единству на основе подчинения внешнего — внутреннему, оболочки — про­странству. С особым мастерством развивал принцип здания-орга­низма Ф. Шехтель Принцип суммирования как бы естественно проистекал из аналитического видения мира, характерного для XIX в. Здание- организм отвечало уже иным тенденциям мировосприятия и его отражения художественной культурой. Стремление увидеть общие тенденции времени за пестротой конкретных явлений, увидеть структуру под оболочкой и символически выразить сложные, обобщающие смыслы развивалось в изобразительных искусствах. Наука переходила от систематизации фактов к построению обоб­щающих концепций. Поэтому здание-организм в начале века ста­ло восприниматься как ценностный эталон эстетического, ячеи­стая структура — как практическая необходимость. Из такой по­сылки вырастали попытки распространить принцип органичной целостности на сооружения, по своей природе формируемые сум­мированием ячеек — доходные дома, учреждения — которые ста­ли формировать как монолиты некоего аморфного вещества, не отражающие в форме, обращенной вовне, внутренней ячеистости .