Цель игр направленных на приобретение навыков общенияЦель игр, направленных на приобретение навыков общения, — помочь членам группы общаться, принимать ценностные ориентации в имеющемся социальном окружении и способствовать успешной социальной адаптации. С помощью этих игр участники могут узнать кое-что в отношении самих себя и корректировать свое дизадаптивное поведение и реакции, приводить их в соответствие с приемлемой моделью. Например, в игре «Пирамида жизни» каждый член группы размышлял обо всем, что составляло основу его существования и делало возможным выживание. После этого каждый подросток рисовал одну сторону пирамиды, выполненную из каменных блоков. Подросткам давали указания написать условие выживания на каждом блоке таким образом, чтобы наиболее важные находились на нижних блоках. В конце игры группа обсуждала рисунки друг друга, а руководитель побуждал участников активно поразмышлять о проблеме существования и составить систему ценностей. Поскольку по расписанию групповая работа с подростками проводилась два раза в неделю, мы подталкивали их к восстановлению своей нормальной жизни, по крайней мере частично. Мы помогали им организовывать дискотеки, они вместе ходили на прогулки, посещали различные группы и людей, с которыми хотели увидеться, и вместе участвовали в жизненно необходимых мероприятиях лагеря. Поскольку поселения для беженцев большей частью были приютом для женщин и детей, наша деятельность сосредоточивалась на их потребностях. На первых порах важно было завоевать их доверие и установить искренние отношения между беженками и медицинскими работниками. Вначале у беженок преобладало депрессивное настроение, женщины испытывали ужас во время разговора о страданиях, пережитых на войне. Через некоторое время наши регулярные визиты создали психологический микроклимат, в котором они чувствовали себя непринужденнее и могли рассказывать о своих повседневных проблемах, страхах, связанных с психотравмирующими событиями, и проблемах психологического характера.