Групповая психотерапия детей и подростковРеакция детей на психотравмирующее переживание связана с их возрастом, уровнем социоэмоционального развития, образования и интеллектуальной деятельности, а также их отношениями с родителями и социальным окружением. В некоторые возрастные периоды неблагоприятные факторы могут значительно влиять на реакции и развитие детей.

Во время войны ребенок встречается с новыми раздражителями и окружением с измененными взаимодействиями. Все, что в прошлом было для ребенка безопасным, ушло или в значительной степени изменилось. Ребенок переживает психологическую боль, которая выражается в различных формах в зависимости от его возраста. Важно распознавать все эти нарушения вовремя, поскольку они служат сигналом, что ребенок нуждается в помощи. Важно также включать в работу с детьми родителей, потому что их оценка поведения своего ребенка является главным источником информации о его реакциях на психотравмирующий фактор. Кроме того, необходимо организовать учебную работу и обучение родителей общению таким образом, чтобы они приобрели социальные и коммуникативные навыки, необходимые для улучшения качества отношений со своими детьми и распознавания типов поведения и реакций у детей, нуждающихся в профессиональной психологической помощи. Мы сосредоточились на использовании в групповой психотерапии детей игры, с помощью которой они выражали то, что не умели или не могли сделать в повседневной жизни. Игра свободна от давления и надзора взрослых. Дети играют не только для удовольствия, но и для преодоления отрицательных эмоций. Мы старались помочь детям, пережившим психотравмирующие ситуации, выразить свои переживания и поделиться ими с нами. Важно, чтобы дети ощущали нашу готовность помочь им и знали о том, что мы будем приходить регулярно, что само по себе имеет положительное воздействие.