Первое интервью со школьниками и подросткамиПервое интервью со школьниками и подростками обычно проводится в присутствии родителей, чтобы дети могли преодолеть боязнь психотерапевта. В дальнейшем сеансы психотерапии с ребенком и с родителями всегда проводятся отдельно. Психотерапевт должен быть внимательным слушателем и лечить своих маленьких пациентов с пониманием и уважением, особенно если это подростки. Особое внимание следует обращать на формы поведения, которые родители часто упускают из виду. Для маленьких детей игра заменяет беседу. Психотерапевт является активным участником игры и выполняет роли, данные ему детьми. Часто дети проявляют свои чувства через игру и рисунок. Например, во время лечения Й. С. мы использовали игровую терапию в сочетании с рисованием. В играх и рисунках преобладали темы войны: мальчик часто играл в игру, в которой кто-то убивает его отца. Многократное оживление в памяти психотравмирующего переживания во время сеансов уменьшало эмоциональный груз и помогало ребенку сосредоточиться на чем-то другом. Мы наблюдали, что дети большей частью были озабочены «военными играми». Мы не настаивали на их прекращении, потому что таким образом дети принимали войну и действительность. Постепенно темы войны в играх замещались темами, взятыми из повседневной жизни в лагере. Иногда на преодоление детского сопротивления и завоевание доверия требуется много времени, поэтому психотерапевт должен быть очень терпеливым. Поскольку дети часто копируют реакции и модели поведения взрослых, важно предложить им положительную модель. Наиболее важно дать им ощущение покоя и сосредоточенности и функционировать в качестве человека, заменяющего мать, у которой обычно нет таких реакций в изгнании. Детей следует по возможности больше побуждать к тому, чтобы они продолжали привычную деятельность, играли в свои обычные игры, дружили с другими детьми, смотрели детские телевизионные передачи, регулярно посещали школу и принимали участие в других формах организованной деятельности.