Практические занятия по использованию других оценочных инструментовПрактические занятия по использованию других оценочных инструментов были намного проще, потому что их применяли только специалисты. Мы пользовались Гамильтоновскими шкалами для выявления депрессии и тревоги, а также опросником для диагностики посттравматического стрессогенного расстройства в соответствии с критериями DSM-III-R и Миссисипской шкалой. Все участники уже были хорошо знакомы с инструментами, так что надежность проверялась на трех случаях. Надежность была достаточной для каждого вопроса, поэтому тесты можно было использовать сразу же и без затруднений, потому что в них не было демографических и социальных вопросов.

Первые 16 вопросов Гарвардского опросника для оценки психотравмы прилагались к «Общей форме» с инструкциями, указанными на другом листочке бумаги. Это оказалось недопустимо, потому что часто случалось, что интервьюеры не замечали инструкции и поэтому пропускали несколько вопросов, иногда даже весь тест. После этого все наши вопросники, независимо от их простоты, имели необходимые инструкции по использованию. На практических занятиях по применению «Шкалы психологической адаптации» и «Опросника самораскрытия» у нас не было серьезных проблем, но в полевых условиях мы поняли, что для их адекватного заполнения требовалось больше времени. Например, у двух членов нашей бригады в формах было больше ответов «Я не знаю», чем у других членов бригады.

Так, когда мы спросили 23-летнюю беженку о ее отношении к своим родителям и предложили ей пять возможных ответов, она ответила: «Я не знаю». Когда предложили только три ответа, она легко выбрала один.