Предложение социоэмоциональной поддержки со стороны всей группыПредложение социоэмоциональной поддержки со стороны всей группы одному члену группы имело первостепенное значение в нашей работе с подростками. Несмотря на то, что мы добились сплоченности и хорошей динамики в группе, некоторые ее члены уклонялись от проявления своих эмоциональных реакций, обусловленных пережитой военной психотравмой. На групповых сеансах мы занимались «управляемой фантазией» в соответствии с заранее приготовленным текстом. Некоторые члены группы после выполнения указаний руководителя чувствовали себя плохо, у них возникали сопутствующие эмоциональные реакции. Я пригласила тех членов группы, которые чувствовали себя хорошо, для разговора с другими о своих психотравмирующих переживаниях и о том, как они справились с ними, что именно облегчило их страдания. Вначале все шло хорошо, а потом, к моему удивлению, вся группа начала плакать. Я попросила их встать вместе со мной, образовать круг, взять друг друга за руки и закрыть глаза. Я сказала: «Ощутите руку, которую вы держите слева и справа от себя. Это дружеская рука человека, близкого и дорогого вам. Держите ее крепко и не позволяйте выскользнуть, мы здесь все вместе, наши руки связывают хорошее и дурное, вместе мы найдем способ заставить себя чувствовать лучше. Когда вы будете готовы, вы можете открыть глаза и возвратиться туда, где мы находимся сейчас». Когда мы открыли глаза, то все еще держались за руки. Через несколько секунд члены группы спонтанно начали крепко обнимать друг друга со смехом и слезами вперемежку, выражая свое удовлетворение и облегчение. У меня тоже наступило облегчение, а на последующих сеансах не было препятствий для выражения эмоций и откровенного стремления к поддержке группой.