Страх беженцев сообщать информациюОдной из наиболее важных и наиболее распространенных проблем был страх беженцев сообщать информацию, т. е. их неверие в то, что информация будет держаться в секрете. Поскольку наши встречи с беженцами были очень редкими, а их положение все еще небезопасно, их недоверие можно было понять, оно было неподдельным. Расхождения в ответах на некоторые вопросы из «Общей формы» служат иллюстрацией Беженка Н. Н. ответила следующим образом: 39-й вопрос — с матерью, ребенком, другими родственниками; 41-й вопрос — сестра и другие родственники; 42- й вопрос — супруг, отец, брат и другие родственники и 44 вопрос — супруг, отец, брат, сестра и другие родственники. В ответах было явное частичное совпадение. Например, сестра была указана в нескольких ответах, что было возможно, поскольку у беженки было три сестры. Однако то же самое было верно и для родителей. Это было обусловлено недостаточно четкой формулировкой некоторых вопросов, например в 41-м вопросе предлагались различные модальности для матери и отца, в то время как 44-й вопрос имел только одну модальность для родителей. Помимо объективного частичного совпадения некоторых вопросов, ответы на другие вопросы указывали на недоверие беженки к интервьюеру и опроснику: та же беженка на 42-й вопрос ответила, что ее супруг остался на родной земле, в то время как в 44-м вопросе она утверждала, что он живет с нею. В дальнейшем мы узнали, что ее муж действительно жил с ней в поселении, но скрывался, потому что у него не было статуса беженца и он «должен был возвратиться домой, для того чтобы воевать». Таких примеров было много, особенно, когда интервью проводилось с детьми. Часто дети были настолько не защищены, что даже лгали, заявляя, что их бабка и тетка находятся в другой стране или остались на родине. Вследствие деликатности темы интервью и чувства неуверенности интервьюируемых лиц мы никогда не настаивали на проверке информации и не кон — фронтировали в связи с расхождениями в ответах. Мы провели собрание всех специалистов и полевых работников, очень подробно обсудили ситуацию и пришли к согласию в отношении того, как подходить к таким проблемам и определять однородные баллы.