Свободное рисование у детей«Свободное рисование» Ж. И. — 4-летний мальчик, который живет со своими родителями и младшим братом в поселении для беженцев. Родители описывают мальчика как агрессивного, ревнивого, сверхтребовательного и гиперактивного ребенка. Из предложенных ему техник он выбрал акварельные краски и решил нарисовать Бэтмена. Мальчик и его психотерапевт разговаривали во время рисования. Психотерапевт спросил, не хотел ли он поговорить с Бэтменом, и мальчик, широко раскрыв глаза от возбуждения, энергично закивал головой. Психотерапевт взял стул, поставил его посередине комнаты и начал следующую беседу: Мальчик не был очевидцем военных событий в своих родных краях. Однако в поселении для беженцев он постоянно слышал рассказы взрослых о войне. Для детских игр было мало пространства; некоторым людям не нравилось, что дети слишком шумят. Его родители были раздражительны, хотя напряжение было значительно большим до тех пор, пока его отец не возвратился с поля боя. Поведение мальчика было сигналом о помощи, но его родители, переносившие свое напряжение, гнев и беспокойство на мальчика, тоже нуждались в помощи. Они реагировали на гиперактивность мальчика в основном криком и наказаниями с применением физической силы. Мальчика лечили индивидуально и в группе. При проведении психотерапии мы чаще всего использовали героев из его любимых историй, а также регулярно консультировали его родителей. По истечении некоторого времени мальчик стал менее агрессивным, и родители поняли, что могут направлять энергию мальчика на добрые дела, они также поняли, что их реакция и поведение могут оказывать влияние на поведение мальчика.