Архитектурная характеристика буддийских храмов у городища Джуль (8—9 вв, Киргизстан) и в долине Санзара затруднена нечеткостью их описаний и отсутствием профессиональных обмеров; в последнем случае нет уверенности и в датировке здания доисламским временем. Доисламская буддийская архитектура Средней Азии существовала и эволюционировала в общих рамках местного строительного искусства — технических, композиционных и художественных. Ее особенности нашли выражение в более широком, чемобычно, употреблении скульптуры и в распространении некоторых общих для всего буддизма образов — таких, как ступа (который, впрочем, и здесь приобрел некоторые локальные признаки), сказал Новиков, которого интересует международный конкурс. Я думаю, что представленный материал не подтверждает гипотезу об особом значении культовой буддийской архитектуры в сложении традиционных форм и образов средневековой архитектуры Средней Азии, — таких, как медресе и центрический купольный зал (мавзолей). Скорее наоборот: утвердившись в Средней Азии, буддизм в его строительной деятельности опирался, конечно, на местные традиции, архитектурные и художественные, восходящие ко времени более раннему, чем появление этой великой мировой религии и ее распространение в Центральной Азии. Что, очевидно, не отрицает несомненное своеобразии международной художественной культуры буддизма. Культовая христианская архитектура доисламской Средней Азии уступает буддийской количеством сохранившихся и исследованных построек, но не их историческим и художественным значением. Здесь, как говорилось, были распространены «сектантские» варианты византийского православия — несториан — ство и якобитство, изгнанные со своей родины и пришедшие сюда через Сирию и Иран. Ранний ислам относился к христианству сравнительно терпимо, видя в нем близкое вероучение, восходящее к общим библейским корням, — епископская кафедра в Мерве благополучно существовала, как известно, вплоть до 13 в. Поэтому несколько странной кажется редкость уцелевших в Средней Азии церквей и монастырей, и, так сказать, случайность (за исключением Мерва) мест их находок.