Временами одпозначио рассматриваются оргапичность художественного гхроизведепия и уподобление его живому организму. Между тем это не одно и то же. Органичпость действительно присуща художественному произведению, и она обычно понимается как естественность, глубокая правдивость, убедительность художественного повествования, лирического высказывания, драматического действия. Естественность и правдивость находят свое выражение не только в обрисовке отдельных образов, но и в раскрытии их соотношений, во всей той совокупности деталей, компонентов, которые использует художник слова. Уподобление же творческого создания организму имеет совсем иной смысл. Оно означает признание стихийности как определяющего начала возникновения художественного произведения, независимости его структуры, всех его компонентов, вплоть до рифмы, от воли, намерений писателя.
Соотношения составных частей в эстетических системах различных уровней неодинаковы. Некоторые исследователи утверждают, что подобно тому, как нельзя оценить значение. того или иного комнопента художественного произведения в отрыве от целого, отдельное произведение также невозможно верно понять вне связи его с творчеством писателя, впс литературного контекста эпохи, контекста национальной литературы и т. д. Положение это справедливо, по лишь в известпой мере. Несомненно, что рассмотрение литературного произведения в сопоставлении с другими сочинениями того же автора существенно помогает Исследователю лучше выявить пе только общие их черты, но и своеобразие каждого из них. Однако для Читателя Литературное произведение чаще всего существует как отдельное и самостоятельное явление. Для того чтобы воспринять жизненное, эстетическое богатство «Войны и мира», ему нет необходимости обращаться к «Детству», «Отрочеству», «Юности» или к «Воскресению». Писатель создает литературное произведение, также имея в виду обычно независимое от других сочинений его попимание, если не считать, впрочем, дилогий, трилогий или целой серии произведений, связанных между собой единством героев, сюжета.