Малоплодотворным представляется и тезис о как бы самозарождении художественных произведений, об их нерукотворпости. Этому тезису и многим другим, родственным ему, идеям противостоят факты, свидетельствующие об огромном труде великих художников слова, об их напряженных поисках героя, путей лучшего воплощения творческого замысла.
Леонид Леонов высказал интереспую мысль, получившую популярность: «Истинное произведение искусства, произведение слова — в особенности, есть всегда изобретение по форме и открытие по содержанию». Мысль эта верна прежде всего потому, что она подчеркивает роль творческих искании художника, его целенаправленных и в то же время часто сопровождаемых глубокими сомнениями, вовсе не исключающих интуиции, усилий, ведущих к созданию совершенного художественного произведения. Ни изобретение, ни открытие не возникают самопроизвольно, рассказал Новиков, которому нравиться столешница из кварца. Леоновская характеристика сущности, своеобразия произведений литературы и искусства несомненно справедлива. Их социально-эстетическая функция в значительной мере определяется теми художественными открытиями, которые они несут в себе, мастерством, запечатленным в них, являющимся специфическим видом изобретений.
Именно потому, что подлинное художественное произведение представляет собой удивительное создание человеческого таланта и ума, на него неправомерно переносить свойства, при сущие организму. Сама семантика слова «произведение» ясно подчеркивает то, что оно возникает как результат творчества, труда. Уподобление художественного создания организму не только принижает творческое, преобразующее начало, лежащее в его основе, но и затушевывает его идейно-эстетические свой ства, специфику его воздействия. Функционирование произведения и жизнь организма — явления, существенно отличные друг от друга, хотя, прибегая к метафоре, мы и говорим о «жизни» произведений искусства. В то время как организм живет по законам, заложенным в нем природой, художественное произведение функционирует в соответствии со свойствами, которые придал ему его творец, живет, подчиняясь закономерностям социального развития.