Ни новейшие технологии, ни современное оборудование не являются гарантией процветания компании. Залогом ее успешной работы сегодня, как и прежде, является квалифицированный персонал, мотивированный на плодотворную и эффективную деятельность. Чтобы отобрать действительно ценных специалистов, необходимо вести поиск среди как можно большего числа кандидатов, используя все возможные источники и методы привлечения персонала.
Подбор кадров – система средств и методов, направленная на привлечение действительно достойных кандидатов на имеющиеся вакантные места. Эта система включает в себя поиск, оценку деловых качеств и наем персонала. Грамотно организованный подбор персонала позволит минимизировать издержки компании от неэффективной деятельности сотрудников, повысить производительность и прибыль за счет согласованной и слаженной работы специалистов, деловые и личные качества которых оптимально соответствуют стоящим перед ними профессиональным задачам.

После того, как была определена количественная и качественная потребность в новых кадрах, производится поиск претендентов. На практике используются следующие источники привлечения персонала в организацию:
•Поиск среди уже работающих на предприятии специалистов;
•Специалисты, приглашаемые по рекомендации сотрудников;
•Специалисты, когда-то уволившиеся из организации;
•Соискатели, самостоятельно направившие свои резюме в кадровую службу компании;
•Размещение объявлений в средствах массовой информации, телевидение и интернете;
•Привлечение сотрудников из других организаций;
•Поиск через частные рекрутинговые агентства;
•Привлечение выпускников ВУЗов;
•Набор через государственную службу занятости.

Эти источники привлечения персонала подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним относятся первые четыре источника из перечисленных, к внешним – остальные. Оптимизировать процесс подбора позволяет использование различных технологий. Чаще всего используются следующие:
•Рекрутинг;
•Скриннинг;
•Целевой поиск (Executive Search);
•Привлечение на работу конкретного специалиста (Headhunting).

Рекрутинг используют тогда, когда идет массовый набор или требуются специалисты каких-либо распространенных профессий. Задача кадровой службы в этом случае сводится к размещению объявлений о вакансиях там, где их сможет увидеть как можно большее число кандидатов. Для подбора персонала младшего звена и сотрудников на линейные должности целесообразно использовать скрининг, при котором оценка производится только по нескольким формальным критериям. Эта технология применяется для привлечения кандидатов на должности секретарей, водителей, сотрудников бухгалтерии. Для поиска специалистов редких профессий, а также руководителей отделов или директоров предприятий, от которых требуются не только отличные профессиональные знания, но и качества характера, отвечающие установленным критериям, используется технология целевого поиска – Executive Search. Когда необходим конкретный специалист, работающий в другой компании, применяется технология Headhunting, одна из самых затратных, как по срокам, так и по деньгам.