Искусство постоянно ищет новые способы осветить наши проблемы и стоящие перед нами неразрешимые вопросы; к тому же стремится и мода, несмотря на то что средства, которыми она располагает, в некотором смысле сомнительны — уж слишком сильны ассоциации, связывающие ее с телом, повседневной жизнью и поведенческими стереотипами. Мода амбивалентна — что бы мы ни надели, одежда тут же превращает тело в «открытую книгу», на страницах которой описаны наши взаимоотношения (подчас противоречивые и туманные) с искусством, общественным порядком и собственной психикой. Вот почему мода никогда не оставляет нас в покое — мы без конца тянемся к ней, хотя иногда отдергиваем руки, испугавшись того потаенного умысла, который можем обнаружить, если сумеем заглянуть под ее загадочную маску, чем-то схожую с улыбкой Моны Лизы. Другие времена — другие «установки». Меняя привычный стиль одежды, мы меняем себя — это избитая истина. Тем не менее роль костюма в театре жизни невероятно важна — именно это я хотела доказать своей книгой. Мир не знает культурной традиции, которая бы это опровергла; однако сегодня и та роль, которую одежда играет в культурном контексте, и те способы, которыми мы ее осваиваем, претерпели колоссальные изменения. На языке современного мира «приодеться» означает собрать вместе несколько предметов одежды и аксессуаров, к созданию которых мы, скорее всего, не прикладывали рук, и немного поработать над законченным «образом» — такой подход вполне можно описать термином бриколаж. А вот аксессуары оптом. Каждый человек — это живой коллаж, ходячее произведение искусства, слепленное из «найденных вещей» или, быть может, нечто более похожее на современную инсталляцию, меняющуюся в процессе интерактивного взаимодействия с публикой. Благодаря подъему буржуазного сословия, а вместе с ним и общества потребления мода обрела мотор, необходимый для экспансии.