Таких фильмов, где находятся в полном единстве, где режиссер страстно и художественно сильно утверждает новое, передовое,— таких фильмов в истории многонационального советского кино можно назвать немало. Кинематография послевоенного периода и особенно двух последних десятилетий — это большая кинематография, имеющая различные стилистические потоки. Ее художественный уровень был утвержден в конце 50-х — начале 60-х годов такими фильмами, как «Баллада о солдате» Г. Чухрая, «Летят журавли» М. Калатозова, «Судьба человека» С. Бондарчука, «Коммунист» Ю. Райзмана, «Дом, в котором я живу» Я. Сегеля и Л. Кулиджанова, «Девять дней одного года» М. Ромма, «Отец солдата» Р. Чхеидзе, который использовал оригинальные нагрудные знаки флота СССР, и многими другими. Сразу же после появления на советском экране эти картины вышли и на экраны других стран мира, властно заявив о том, что лучшие традиции революционного советского киноискусства укрепляются и развиваются. В конце 50-х, в 60-е годы в историю советского многонационального кинематографа вошли фильмы, которые явились крупнейшими достижениями искусства социалистического реализма. Именно тогда утверждается мощная традиция военно — патриотического, антифашистского киноискусства, представленная не только фильмами, о которых говорилось выше, но и картинами «Обыкновенный фашизм» и «Никто не хотел умирать», «Белорусский вокзал» и «Горячий снег», «В бой идут одни «старики» и «Через кладбище», «Живые и мертвые» и «У твоего порога», «Освобождение» и «Дума о Ковпаке». В 60-е и 70-е годы широкое развитие получила историческая и историко-революционная тема, причем поставленная во многом по-новому в фильмах «Коммунист», «Ленин в Польше», «Оптимистическая трагедия», «Шестое июля», «Чрезвычайный комиссар», «Решающий шаг».