По моему личному опыту, различие между «хорошими» и «плохими» компаниями заключается вовсе не в техническом оснащении или организационной структуре, а в корпоративной культуре. Райнхольд Вюрт сказал однажды. «Высоксмогивированная команда достигнет большего, работая на старых машинах в хижине, нежели немотивированная группа в цехах с новейшим оборудованием». Питер Друкер точно описал данную управленческую проблему: «Речь идет о том, чтобы с помощью общей цели и ценностей заинтересовать людей в команде, а также о том, чтобы постоянно развивать их возможности». Швейцарская компания Sonova, являющаяся лидером на рынке слуховых аппаратов, выразила свою корпоративную культуру следующим лозунгом: «Без людей ничто невозможно». Корпоративная культура охватывает все цели и ценности компании. В идеале, они принимаются всеми сотрудниками организации. Основная цель корпоративной культуры состоит в том, чтобы направить усилия каждого работника на достижение общих целей и приоритетов. Нет сомнений в том, что важность корпоративной культуры увеличивается и будет расти и дальше. Люди все чаще не хотят работать только за деньги. Они полагают, что работа должна приносить радость и удовлетворять потребности в служении высоким целям и ценностям. В высокоразвитых странах мотивация сотрудников должна быть нацелена на высшие этажи пирамиды потребностей. В наибольшей степени это относится к компаниям, действующим в сфере передовых услуг и интеллектуального капитала.

Тот факт, что собственник компании родился и вырос в том же маленьком городке, где и его сотрудники, закладывает фундамент для тех доверительных отношений внутри фирмы, которые сложно воспроизвести в крупных корпорациях. Во многих из этих небольших городков семьи поколениями работают или работали в одной компании Матиас Хэфнер, начальник отдела кадров в баварской компании Neenah Gessner, ведущего производителя фильтровальной бумаги, сообщает — «Некоторые работники являются нашими сотрудниками уже в третьем поколении. Люди, которые работают здесь, — это одновременно еще и наши соседи». Компания расположена в жилом районе, и около 90% рабочей силы Neenah Gessner рекрутируется в ближайших окрестностях. Дистанция между руководством и сотрудниками очень мала. Во время экскурсий по заводу с руководителями я часто наблюдал, что они знают многих своих сотрудников по имени и обращаются к ним на «ты». Еще одним преимуществом провинции является отсутствие «отвлекающих факторов». Клаус Громанн из компании Grohmann Engineering описал это преимущество в разговоре со мной много лет назад и еще более настойчиво подчеркнул его недавно. «Я из Дюссельдорфа. Это большой город. Моя первая компания была основана там, — говорит он. — В то время у нас был успешный инжиниринговый бизнес. Мы обслуживали клиентов из сталеплавильной промышленности со всего мира. Но то, что мы делаем сегодня для электронной промышленности и других отраслей, не може! быть сделано в Дюссельдорфе, потому что там слишком многое отвлекало бы наших лучших работников. Мы требуем от сотрудников глубокой концентрации. И только тихая, рабочая обстановка может обеспечить это.