В сказках встречается тема великого потопа, которая существует у многих народов во всех частях света (море из-за неосторожности двух мальчиков разлилось и чуть не затопило всю землю, но байнингам все же удалось спастись в горах). Интересен и миф о происхождении разных языков — меланезийского на побережье и папуасского у байнингов. Произошли эти языки оттого, что два мальчика-брата поспорили, подрались и разошлись в разные стороны. От них-то и пошли два разных народа. Легенда как бы признает, что в прошлом племена побережья и байнинги были братьями и жили вместе. Быть может, когда-то в прошлом байнинги, жившие на побережье, подверглись сильному влиянию меланезийцев соседних островов и восприняли их ЯЗЫК.
Сказки рассказывают и о том, как появились первые белые люди на своих судах. У них были пушки на борту, и они стреляли тяжелыми ядрами по берегу. Тогда байнингов охватил сильный страх, и они закричали: «а иос! а иос! Духи! Духи! » — и скрылись в лесах.
По другой сказке, первая женщина имела двух сыновей, и один из них, несмотря на ее запрещение, купался в водоеме; вода разлилась, и образовалось море, а мальчик уплыл на стволе дерева и стал совсем чужим для матери и говорил на чужом, непонятном меланезийском языке. Но он построил лодку, переплыл море. и вернулся обратно на свой остров, где женился на своей сестре и положил начало племенам побережья. Их дети уплыли на отдаленный остров, и там от них произошли белые люди.
Много других сказок и легенд рассказывают байнинги: о том, как первая кокосовая пальма выросла из черепа первого человека, когда он умер, потому что он захотел, чтобы его дети имели пищу; о том, как Сирини заставил змею Хамки выплюнуть обратно кости съеденных ею людей и оживил их с помощью колдовства; о том, как крокодил проглотил людей, но они выбрались из нутра его с помощью бамбуковой палки, которой они разрезали его внутренности. Рассказывают и о духах мертвых, которые мало чем отличаются от живых людей: они разговаривают, вступают даже в спор с людьми, вооружены палицами, и их можно опять убить, после чего они или становятся невидимыми, или превращаются в каких-нибудь животных, например в кенгуру.