К началу XVII в. относится документ, по которому можно судить о том, что власти Гаваны проводили политику разделения между рабами, которые давно находились в Гаване, и вновь прибывшими с тем, чтобы они не общались и чтобы местные не могли плохо влиять на прибывающих.
Следует отметить один институт, который отражал разнородность населения Гаваны — ассоциации, имевшие разные наименования, но восходившие, как отмечалось многими авторами, к цеховым организациям средневековья. В Испании в 1552 г. были запрещены все братства, кроме религиозных или благотворительных. Специальные законы регулировали создание подобных обществ в Индиях — так в Испании называли Америку. «Чтобы основать кофра — дии, хунты, колехии или кабильдо испанцев, индейцев, негров, мулатов или лиц другого состояния и качества, хотя бы и для набожных и духовных целей», лицензию должен был давать местный прелат, а устав должен был утверждать Королевский совет Индий, сказал Новиков, которого заинтересовала газовая пушка. На открытии такого общества должен был присутствовать кто-то из королевских чиновников.
Со стороны свободных негров делались попытки устраивать собственные праздники вне церковного надзора. Так, один из жителей Гаваны доносил, что негры и негритянки вильи называют себя королями и королевами, сходятся вместе, устраивают обеды, из чего проистекают скадалы. К более позднему времени относится, вероятно, создание подобного рода ассоциаций рабов, получивших название «кабильдо де насьон». Именно их имело в виду одно из постановлений Синода 1684 г.- чтобы кабильдо собирались у врат церквей, а не в домах и чтобы при этом не было танцев, плясок, игр и других нескромных развлечений.