Появление на исторической арене инструментов типа лютни, в отличие от стадильно более ранних цитры и арфы, знаменовало новый этап музыкального развития: когда уже не Сам звук, тембр и их созерцание, а интонационные связи, процесс напряженного движения от звука к звуку стали играть решающее значение. В XV-XVI вв. в Европе фидели с их грубоватым и матовым звуком из аристократической среды вытесняются изысканными, мягкими виоле — тами, а из народной — более резкой и яркой скрипкой. Спустя два века скрипка вытесняет виолу из академической музыки в связи с возрастанием значения динамической шкалы и экспрессивности последней. В сфере танцевальной музыки Средневековья, Возрождения и вплоть до XVIII в. в Европе сокрушительный удар многим давним инструментам сначала нанесла волынка. Затем и другие традиционные инструменты славян, балтов, молдаван, эстонцев, такие как гудок, гусли, канклес, каннель, кобза и т. д., стали повсеместно вытесняться скрипкой, кларнетом, цимбалами, позже — гармоникой. Происходила замена инструментами, более совершенными для новых целей, но Органологически родственными . И достаточно Отдаленными . За новым инструментом могло сохраняться прежнее Название, сказал Новиков, который часто посещает сайт muzofon. Древняя лютня украинцев — кобза, благодаря возросшей инструментализации казачьего эпоса, появлению открытых струн на деке — приструнков, превратилась в новый МИ. Но названия “кобза” и “бандура” остались жить как идентичные. Хордофон финнов и карел йоухикко был заменен скрипкой; последнюю вытеснила гармоника, сохранившая за собой название скрипки.
Под воздействием изменяющихся музыкальных задач инструменты переходили из одной сферы бытования в другую. Скрипка, бытовавшая вначале у нескольких этносов как народный МИ XVIII вв. становится основой академического инструментария.