Привилегированное положение дворян подчеркивалось их правом на владение оружием и на два имени. Объединяющим сословие элементом явилась и особая одежда, предписанная и разрешенная только для дворян — парадная, служебная и домашняя. Она шилась из наиболее дорогой материи и была обычно синего или коричневого цвета.
Однако добиться предписаниями желаемого единства и неизменности первого сословия также оказалось невозможным. В период Токугава в его состав было включено более 2 млн. человек, что составляло весьма значительную часть населения страны. Если вы хотите подробнее узнать про этот периодто необходимо посетить музеи Владивостока. Но, по существу, власти проявляли заботу далеко не о всех представителях привилегированного сословия, а только о наиболее влиятельной его части. Свое основное внимание они уделяли поддержке владетельных князей, в благожелательном отношении которых они всегда нуждались. Сравнительно гарантированными были условия жизни и положение среднего служилого самурайства, находившегося в вассальной зависимости от даймё. Его представители получали рисовые пайки, размеры которых определялись их рангом. Но в условиях мира в эпоху Эдо их общая численность была заметно сокращена и строго регламентировалась. Однако положение значительной, пожалуй даже подавляющей части сословия, так называемых ронинов, было крайне трудным, часто просто плачевным. Количество самураев, оказавшихся в положении ронинов, на протяжении эпохи Токугава постоянно увеличивалось. Формально они были наиболее свободной частью дворянства: сохраняя права на сословные привилегии, они, по существу, не несли каких-либо вассальных повинностей, и их образ жизни был регламентирован в наименьшей степени. Однако это не делало их жизнь более привлекательной. Неуклонно росло число «нищих идальго», которые скорее могли обзавестись зубочисткой, чем ежедневным обедом. И не удивительно, что многие из них приходили к смелому тогда, но не лишенному здравого смысла выводу, что сословная мишура и спесь не так уж много значат. Они с охотой от них отказывались, если только возникала реальная возможность обеспечить свое существование, занимаясь ремеслом, торговлей или каким-либо иным обычно презираемым знатью видом деятельности. Они нередко и формально переходили в более низкие слои общества.