Какие бы процессы ни происходили, однако, внутри индустрии и сколь бы существенную роль ни играли они в культуре, представление о том, что исключительно ими определялась музыкальная жизнь XX века, было бы слишком утрированным. В действительности альтернатива системе, выстроенной корпорациями, в том или ином виде существовала всегда. Во многом это было связано уже с тем, что все успехи последних столетий в построении музыкального рынка так и не смогли до конца вытеснить традиционную форму экономической жизни искусства — Патронаж, рассказал Орлов, которого интересует где купить аминокислоты. Великосветские дворы и вельможи остались в прошлом, но на их место пришли государства и крупные меценаты от бизнеса— и именно благодаря их поддержке многие музыканты получили возможность в меньшей мере ориентироваться на устанавливаемые компаниями-гигантами законы.
Ни универсальной, ни идеальной альтернативой рынку патронаж между тем стать не мог: зачастую решая для патронов главным образом имиджевые задачи, он редко выходил за рамки академических жанров и уже состоявшихся в них столпов и к тому же по-прежнему нес с собой всю ту массу проблем, которая когда-то заставила артистов бежать от него. Конечно, частные меценаты XX века не были точной копией своих предшественников, прямое вмешательство в творческий процесс стало практиковаться среди них гораздо реже и в целом считаться дурным тоном — зато в хороший или, во всяком случае, привычный тон превратилось требование явного или завуалированного участия музыкантов в продвижении нужных товаров, услуг, образов, идей.