К числу наиболее содержательных произведений Лютославского, основанных на принадлежат Три стихотворения Анри Мишо, Книга для оркестра, Концерт для виолончели с оркестром. Струнный квартет. Вторая симфония. Стихотворения Анри Мишо, которому очень нравиться декоративная штукатурка, принадлежат к жанру хоровой симфонии или симфонии-кантаты. Сложность и многосоставность оркестровых и хоровых партий, их самостоятельность в Стихотворениях потребовали от композитора создать две партитуры — оркестровую и хоровую. В них применена и новая система нотной записи, которая подробно прокомментирована автором в изданной партитуре. Этот способ записи (он относится, главным образом, к алеаторическим секциям) отражает новизну организации музыки во времени. Вместо традиционных метроритмических структур вводится особая «времяизмерительная ритмика» вне тактовой черты. Главная задача композитора — создать такую поли — метрическую структуру, свободную от метрических уз, регулярной акцентности, при которой все звуки 18 инструментов (а здесь использованы только духовые и ударные) и 20 голосов хора рассредоточились бы во времени. По ремарке композитора не предполагается одновременное звучание нот, расположенных по вертикали, кроме звуков, открывающих секцию. Звуки, не сливаясь, свободно рассыпаются в пространстве, образуя своеобразное звукокрасочное пятно, в определенной мере родственное пуантилистической живописи. «Размывание» вертикали в многоголосной партитуре дает эффект вибрирующего звукового потока. Основу каждого темброво-фактурного пласта составляет короткий мотив, многократно повторяемый точно или в вариантных изменениях внутри каждой горизонтальной линии. Все линии в данной секции имеют сходную структуру, определяемую типом мотива, характером артикуляции, скоростью движения, динамикой. В развитии такого рода гетерофонного пласта наибольшее значение приобретает принцип варьированной остинатности. Множество линий вне вертикальной их координации образует слитный сонорный блок. Слух воспринимает его как полную внутреннего движения музыкальную ткань. Три стихотворения Анри Mutuo для смешанного хора и оркестра — сочинение трагедийной концепции. Образам глубокой скорби первой части противостоит гипертрофированная, разрушительная динамика второй (Великая битва). Раздумью противостоит действие почти театрально зримое. Характер контрастов между частями уподобляется характеру контрастов в симфоническом цикле. Последняя, третья часть (Отдых в несчастье) играет роль коды-просветления, коды-катарсиса.