Свинцовый шарнир. — Простейшим устройством шарнира временного характера является прокладка в шарнирных швах свинцовой узкой полосы; свинец сравнительно легко сжимается и удерживает приблизительно первоначальную площадь передачи давления между клиньями. Ширину свинцовой полосы принимали сперва равной 7з длины шва, исходя из желания удержать давление в средней трети шва; в позднейших мостах ширина уменьшена до 76 и даже Vs длины шва. Толщина принималась от 5 до мм. При незначительной толщине свинцовых полос, во избежание закрытия шва при повороте частей свода и разрушения кромок, необходимо шов делать уширенным к концам большею частью толщина принимается в настоящее время около 20 мм; полосы употребляются длиною около 1 м. Образцом этого типа может служить шарнир виадука Striimpfelbach. При длине шва 60 см полосе свинца придана ширина 8 см, толщина 2 см. Тут нужно правильно купить металлопрокат. Примыкающие к шарниру бетонные части сформованы на кружалах, вследствие чего необходимо было установить полосы свинца до бетонирования. Это достигнуто установкой клиновых планок снизу через щель в настиле и сверху; планки укреплены в вертикальном положении и В отношении действия свинцовых шарниров возникает два вопроса: насколько пластичность свинца отвечает условиям образования шарнира, насколько возможно концентрировать давление на камень и бетон в шарнирных швах. По первому вопросу опыты дают следующие результаты: Свинцовый кубик с ребрами 8 см при нагрузке в 50 кг/см в продолжение 26 часов не обнаружил никаких пластических изменений; смятие началось с нагрузки 72 кг/см2, а затем, при дальнейшем сплющивании, напряжение все время стояло в пределах от 230 до 290 кг/см2. пролаем;стрела=5/ч gax исследовал сопротивление свинцовых цилиндров одного Это свинец мягкий, предел текучести его можно принять в 150 кг/см Есть другой свинец, жесткий, с пределом текучести 400 — 500 кг.
У нас были уже приведены качающиеся опоры очень небольшой высоты, чечевицеобразные. Это очень несовершенные опоры; для сколько-нибудь значительных перемещений они не годятся, так как будут приподнимать балку, а значит создавать значительные сопротивления перемещению. Ниже приводим несколько примеров более совершенных конструкций.
«Давление на шарнир достигает 48 тонн на одно ребро. Опорное приспособление состоит из двух стальных подушек и катка диаметром 13,5 см; прочность проверена по формуле Герца.
Другой случай устройства шарнирной подвижной опоры в консольных балках имеем, относящихся к мосту через Дунай бл. Thabfingena. Мост в три пролета 24,1 +33,8 4-24,1 м имеет подвесную балку в среднем пролете; длина ее 15,8 м при длине каждой из консолей по 9 м. Мост имеет ширину 5,5 м и только две балки, возвышающихся частью над полотном в виде перил. На быках опоры положены на свинцовые прокладки для образования шарнирности подвижные опоры на устоях устроены в виде качающихся валков. Подвесная балка имеет одну опору подвижной, другую неподвижной. Подвижная опора устроена при помощи двух стальных катков и трех подушек. Катки с ребордами, верхние подушки тангенциальные на штифтах. Для подвижных опор с более значительными перемещениями и при значительных давлениях прибегают к устройству чугунных, стальных, железобетонных валковых опор. Например, для моста через Enz близ Pforz-heim’a, построенного в 1922 г. неразрезные главные балки в 26,1 4- 32,5 -)- 26,1 м, при опорных давлениях, достигающих на быках величины 153 т, неподвижная опора на одном из быков устроена центрированной шарнирной при помощи двух чугунных тангенциальных подушек, вделанных в ребро балки и в верхушку быка.