В США мы видим много высококомпетентных средних компаний, которые считают свой внутренний рынок столь крупным, что не видят необходимости в интернационализации Слабые показатели экспорта США могут в значительной степени объясняться неспособностью американских компаний среднего размера завоевывать сильные позиции на международном рынке. В 2010 году президент Обама выступил с обращением к Америке, в котором призвал удвоить экспорт. Если это удастся сделать, результаты США окажутся даже выше «линии нормы» , указанной на рис. 1.2. Хотя такая цель может быть несколько завышенной, она, безусловно, указывает правильное направление. Однако цель может быть достигнута только путем усиления экспортной активности средних американских компаний. Отказ от интернационализации не только порождает упущенные возможности на мировом рынке, но таит в себе серьезные риски. Представленные только на рынке США компании оказываются уязвимыми, когда ведущие международные скрытые чемпионы выходят на этот рынок.
Также показывает слабые показатели России по экспорту на душу населения. Среди крупнейших экспортеров слабее только Мексика. Конечно, сравнение России с высокоразвитыми странами Запада несколько несправедливо. Но сравнение с Китаем показывает, что даже развивающаяся страна с огромным населением может достичь экспорта на душу населения, который уже находится в диапазоне ожидаемой нормы. И как говорилось в главе 1, на компании с численностью занятых менее чем 2000 человек приходится 68% всего китайского экспорта1. Может ли существовать лучшее доказательство важности роли среднего бизнеса в условиях глобализации экономики?